- А ты откуда? - тихо спросил он.
- Из "Пионерской правды". Он быстро взглянул на меня и, помедлив, сказал:
- Пойдем в тайгу... Я покажу, где его убили. - У Яши дернулась бровь. - Напиши, чтоб все ребята знали... какой он был пионер...
***
У Трофима Морозова было четверо детей: Паша, Федя, Алеша и Рома.
Яша дружил с Павликом. Им обоим было по 13 лет, они учились в одном классе. А остальные три брата были еще маленькими.
Яша часто бывал у Морозовых. Трофим в ту пору был председателем герасимовского сельсовета.
До этого года в Герасимовке не было пионеров. А когда приехала новая учительница-комсомолка, в школе организовался отряд. Когда выбирали председателя, все закричали: "Пашу Морозова, Павлика!"
Лучшего председателя для отряда и найти было трудно. Все в школе любили Павла. Он прекрасно учился и помогал другим. А если в праздничный день собирались ребята в лес или на озеро, - значит, наверняка это Павлик придумал.
Подошло лето. Учительница уехала на каникулы в город. Павлик остался в отряде самым старшим.
Однажды к ночи собралась гроза. Зашумела тайга, засверкали молнии.
Яша долго не ложился, сидел у огонька и читал. Все в избе уже спали, когда в сенях кто-то постучал. Яша удивился: "Кому бы это быть в такую погоду?"
- Открой скорей! - Павел мокрый вошел в избу и прислонился к печи. Взглянул на него Яша - испугался. Лицо у Павла было белее полотна, и смотрел он как-то странно.
- Пашка, ты что?
Павел разжал кулак и протянул смятую бумажку. Это было удостоверение на имя одного человека; там говорилось, что он уезжает из Герасимовки по собственному желанию. А внизу печать и подпись: "Председатель сельсовета Т. Морозов".
- Это, - шепнул Пашка, - отец кулакам продает. Сейчас сам видел.
Неподалеку от Герасимовки жили высланные с Кубани и Украины кулаки. Их сюда выслали, потому что они вредили в колхозах. Вот этим-то врагам
Трофим Морозов продавал удостоверения, и они могли ехать, куда захотят, и снова вредить.
Долго молчали мальчики. Потом Павлик сказал:
- Сегодня переночую у тебя, А завтра в район махну... Все расскажу.
Наутро Павлик отправился в город.
Потом был суд. Паша выступал свидетелем. Он стоял перед судейским столом, смотрел прямо и смело и громко говорил:
- Дяденька судья! Я выступаю не как сын, а как пионер. И я прямо говорю: мой отец - предатель и враг советской власти.
...Суд приговорил Трофима Морозова к десяти годам тюрьмы.
Когда арестовали Трофима, дед Серега и бабка Ксения, возненавидели внука.
Изба деда Сереги рядом с избой Павла. Дед долго не приходил. Но однажды, когда Яша сидел у Павлика, открылась дверь, и вошел дед Серега. С ним был Данила, двоюродный брат Павлика, парень лет 19; он с детства жил у деда. Увидев их, Павлик испуганно схватил Яшу за руку...
- Татьяна, - сипло сказал дед. - У тебя больше нет хозяина. Я старшой остался и буду за хозяина. Слышь? Надо наши хозяйства соединить.
Она молчала. Паша с тревогой смотрел на мать. Много раз рассказывал он ей о колхозе, о том, как хорошо будет в нем жить. Что же она сейчас ответит деду? Ведь соединиться с ним - значит батрачить на него. Вся деревня знала, какая жила дед Серега.
- Ну! - понукал дед. Тут вперед дернулся Паша.
- Маманька! - крикнул он. - Не соединяйся!.. Скоро в деревне колхоз будет...
Дед смолчал. Только брови насупились еще больше. Татьяна кивнула на Пашу.
- Ему видней, - тихо сказала она.
- С голоду подохнешь! - зашипел дед и вышел. А Данила погрозил кулаком:
- Предатель отцовский! Подожди!
В тот же вечер Данила поймал Пашу на улице и побил.
Посреди Герасимовки - большой дом Арсения Кулуканова. Богаче всех был Кулуканов. Половина Герасимовки в старое время батрачила у него. А числился он в сельсовете середняком. Так записал его Трофим Морозов, когда был председателем. Кулаки хорошо платили ему за дружбу.
Но вот выбрали в деревне нового председателя. Кулуканова, конечно, об'явили кулаком. Его уже не боялись. Стали наши жители поговаривать, как организовать в деревне колхоз.
Однажды Паша рассказал Яше, что ночью во дворе у деда был шум. Через забор Паша видел, как дед прятал у себя в сарае вещи Кулуканова. Зачем кулаку прятать вещи у соседа? Ясно, боится, что его раскулачат.
- Данила видел меня, - сказал Паша, - только я все равно все сообщу в сельсовет...
На другой день милиция сделала обыск во дворе у деда Сереги и нашла вещи Кудуканова.
С того дня, как арестовали отца, Павлик стал молчаливее и задумчивее. Словно повзрослел сразу. Да он и был теперь старшим в семье. Много помогал матери по хозяйству, ухаживал за младшими братишками. Но по-прежнему аккуратно приходил он на пионерские сборы, и еще больше, чем прежде, уважали ребята своего председателя. А в деревне его стали звать "Пашкой-коммунистом".
В эти дни отряд писал плакаты и лозунги о колхозе и хлебозаготовках. На некоторых воротах пионеры приклеивали такие надписи: "Здесь живет зажимщик хлеба". Паша узнал, что Кулуканов прячет хлеб в яме. Сообщил об этом в сельсовет.
Подошла осень. Теплая, тихая. Как-то среди дня к Яше пришел Павлик с Федей.
- Яшка, пошли за клюквой?
Яша как раз был чем-то занят и не пошел. Они одни ушли. И больше домой не вернулись. Что такое? Где они? Стали искать, все обыскали и через три дня нашли их в лесу изрезанными... Негодяи не пощадили даже восьмилетнего Федю, чтобы он не раскрыл преступления...
Те дни прошли будто в тумане. Когда Яша увидел мертвого друга, он не смог плакать: слез не было. Почти в беспамятстве он кричал что-то про Кулуканова, про деда Серегу, про бабку в Данилу. Но и без него вся деревня знала, кто убийцы...
***
Врагов народа - убийц Павлика Морозова пролетарский суд приговорил к расстрелу.
С тех пор пошел седьмой год. В Герасимовке теперь колхоз имени братьев Морозовых. Хорошо живут колхозники.
Вырос Яша Юдов. Сейчас он служит в Красной Армии и готов защищать нашу родину от всех врагов.
Прокомментировать: