«Учебная тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить! Корабль к полетам вертолета приготовить!» Все. Конец бессмысленным унижениям. Мыканью из угла в угол, идиотским заслушиваниям и итальянским ляжкам. Наконец-то нормальная работа. Напряженная и натянутая как нерв! Мужская работа, для чего мы тут и торчим. Для чего нас учили. Для чего мы сами учились. Для чего терпели эти «бирочки» и «маркировочки» пока там Родина в очередях за талонами давится.
Быстро телеграммы в Москву, Севастополь: «АВМ «Америка» Ш ….Д….Вышел Суэцкого канала…дата, время» …подписываю красиво: «Командир РКР «Слава». Быстро на ходовой. Адмирал, выпучив глаза, топчет вахтенного офицера. Кэп, криво усмехаясь, сидит в своем
кресле. Принимает доклады. Подписывает. Рассыльный на передачу, срочно!!!… «Эй! Как там тебя…ты-ы каплей…Начальник Разведки Эскадры!» – во как, это кажется меня. «Я, товарищ адмирал!» (боров ты жирный!) – «Головка от…. Ты кем телеграммы подписываешь? Мной должен! Понял! Силы и средства разведки 5 эскадры! Обнаружили и
классифицировали! (Вот ты Шурик, оказывается кто такой! А ты там генераторы свои раскручиваешь и не в курсе.) Иди! Работай! Что бы ни одна мышь! Тебе, может, флагманцов моих в помощь…? (Боже упаси!) Ну давай! И МНОЙ телеграммы подписывать! МНОЙ!»
Снялись мы мгновенно. Прекрасно просто снялись. Вертолет вытащили из ангара и подготовили с перекрытием всех нормативов. «Беззаветный», стоящий с нами в точке, тоже не подкачал. Не такие уж мы были безнадежные корабли. А с моей точки зрения, пусть даже и флагманского специалиста, просто прекрасные, отработанные корабли! И доклады с боевых постов поступают как надо. Грамотные доклады. «Отбой учебной тревоги. Второй боевой смене заступить». И чуть погодя: «Комдиву РиРЭБ прибыть на ходовой». Командир в кресле. Адмирала нет. Устал, наверное, вахтенного офицера ....воспитывать. «Беззаветный» увеличивая ход удаляется, ему на визуальный контакт выходить. Счастливо ребята! Мы скорость не форсируем, с нами лодочка дизельная, там где-то. Обеспечивает противолодочную защиту, да и вообще так спокойнее.
Командир машет мне бумажкой: «Ты уверен?» О! Телеграмма ЗАС : «Прошу подтвердить… время, место, сообщить источники…Начальник РУГШ». Товарищ командир! Да что я? В первый раз?…Радиосвязь вся у них…Хокай в воздухе…переговоры в УКВ…пеленгуются…
Сейчас спутник будет, примем, увидите… Да своими глазами по… телевизору видел. Кэп подпрыгивает в своем кресле: «Как?….И что мне в Москву докладывать? Что вы с командиром ЭТД телевизоры смотрите? Что вы и есть источники? Ну что нет? Ты на классы, а меня тут за яйца…».
ГКП-БИЦ: « Беззаветный» докладывает: цель воздушная, пеленг…..,дальность…..курсом на корабль». Все таращатся на экран АРМ БИУС. Хрясь – появился синенький самолетик. Вручную ввели. Наша РЛС не включена, пока «Беззаветный» дежурит и есть на связи можно потерпеть.
ГКП-КП РЭБ. Вот и Саня мой проснулся. Волнуется чего-то. Кэп: «Докладывай! Комдив здесь!» (А если бы меня не было?).
«Работа РЛС по пеленгу в …диапазоне…канал. Режим круговой. …Нет. Нет!!! Режим
сопровождения! Нас на сопровождение…» – ну ты Саня докладываешь, стыдуха прямо.
Кэп смотрит на меня, Юру – вахтенного офицера. «Палубный наверное? С «Америки»?». С готовностью киваем. Все! Мы ему не нужны, решение принято. Сам истошно звонит тревогу и красиво с выражением командует: «Учебная тревога! Угроза воздушного нападения…»
Дальше все на автомате, тысячи раз одно и то же. На ходовой бегемотом влезает адмирал. Вахтенный офицер что-то докладывает. Кэп сует мне телеграмму и шепчет:«Ответ подготовь.
Быстро! И источники там…сам какие нибудь. Да и не дергайся ты, уедешь в свой Питер.
А мне вот с этими … кивает с отвращением во флагманское кресло». Вот славненько, сбегаю вниз на ЦКП, вот здорово! С нами ему нормально, с нами ему как надо! А вот с этими…

ЦКП живет обычной, нормальной своей жизнью. Доклады, команды и известные русские слова звучат со всех сторон, все АРМы включены, наша РЛС уже на высоком, штабные порасстилали свои карты и сосредоточены… Взрослые мальчишки азартно играют в любимую игру всех мальчишек, всех времен и всех народов: «В войнушку». В морскую войнушку играть еще интереснее. И нет у меня никаких сомнений, что те пацаны, которые выползли сейчас из Суэца играют так же азартно.
- «Цель воздушная: пеленг…..дальность…..высота……скорость……курсом на корабль. Сопровождаю!
Принять целеуказание!»
- «ЦУ принято! Сопровождаю!»;
- «Осы» сопровождают!»;
- «Лев» сопровождает!»;
- «Начать постановку активных помех!»;
- «Комдиву 2 дивизиона (С-300) с приходом в зону поражения уничтожить! Условно!» (Ну
слава богу, что условно).
Помехи мои ставятся, Андрюха от пеленгатора диктует и диктует свои пеленга и кажется дальности на авианосец и его корабли охранения. Тут надо отметить, что дальнометрия в этой науке КВ-радиопеленгования вещь очень и очень условная, т.к. для нормального расчета дальности необходимо точно знать, с какой мощностью работает передатчик супостата. А он не говорит. Ну тут главное не залезть дальше берега, а ближе – принимается.
Нужен спутник! Он светанет и мы уже точно будем знать куда бежать "Беззаветному», куда лететь вертолету. Спутник через 40 минут.
КП РЭБ – сигнальный! Это меня: «Самолет…15 градусов левого борта…на пересечение курса…Э..Э…самолет «Проулер»…бортовой номер…принадлежность США…авианосец
«Америка»! Да, да написано…» Представляю, как там кэп облегченно вздыхает, как рад видеть этого американского «Бродягу», на котором черным по серебристому написано
название его авианосца. Никто теперь его за яйца…
А ведь сигнальщики молодцы! Отличить «Проулера» (самолет разведки и РЭБ – мой коллега!) от простого «Интрудера» (штурмовик) можно только по характерному контейнеру на
хвосте. Нет, не конченный у нас корабль!
-«Хорошо ребята. Фотографируете?»;
-«Так точно!» - и громким шепотом: «Командир сам фотографирует! Отобрал у нас фотик
и щелкает…ну как из пулемета».
Строчу телеграмму: «Подтверждаю. АВМ «Америка» выход Суэцкого канала: время…..дата….
Источники:….Виды передачи:…Частоты:…, облет корабля самолетом палубной авиации «Проулер» Б№…., принадлежность….время: настоящее, дата: сегодняшняя». И опять
красиво подписываю: командир РКР «Слава». Сую рассыльному: «Быстрее в передающий!».
Тут надо сделать маленькое отступление и всех заложить в нарушении режима секретности.
Как положено по закону, ты Андрюха, как боевой старпом – прекрасно знаешь. На самом деле
у меня в сейфе лежало две заветных тетрадочки, каждая страничка которой была командиром
подписана. Это на случай донесений, когда кэпа беспокоить не хотелось. Так у нас было с ним договорено. Я просто писал на этом телеграммы и отправлял. И очень удобно это было.
Одна тетрадочка в передающем, вторая у меня для очередного написания. И я этим постоянно
пользовался. Конечно не наглел, в Москву не писал, что они там «Козлы», и в Севастополь,
что «полные уроды»… Но командир и забыл уже, когда по разведке донесения подписывал.
Да и чего там? Налажено дело и хорошо. Вот эти свои тетрадки я, хреновый флагманский специалист, и начал использовать. А и то. Что мне за адмиралом каждые 15 минут гоняться?
Вдруг он там храпит неприятно, в своей каюте. Или в гальюне заседает…
На самом деле, в данный момент времени он нигде не заседал, а спустился на ЦКП поуправлять своими «силами и средствами» общеизвестным методом воздействия на весь штаб в целом и отдельных его представителей в частности.
Вот взъерошенный высоким начальством флагманский штурман, попытавшись что-то померить своим измерителем прямо на экране АРМ-а БИУС, помчался прямо ко мне. В данный момент, флагманскому разведчику: «Слушай, а это вот… «Беззаветный» там….
это… где этот авианосец долбанный?»
- «Ну… вот тут где-то»;
- «А точнее?»;
- « А точнее сейчас спутник скинет, обработаем - скажу»;
- «А это что нарисовано?»;
- «Это радиопеленг»;
- «А он откуда? Вот это что написано?»;
- NTDS
-«Чего???»;
-« Ну вид передачи такой, многоканалка цифровая. Американские корабли между собой…»;
-« А «Беззаветный»?»;
- « Что «Беззаветный»?»;
- « Ну его вы пеленгуете?»;
- « Как???»;
-«По этому…своему…ну НТДС-у?»;
- «Так…» - я в полной прострации – «Беззаветный» в американской многоканалке не работает!
Он что, координаты свои не докладывает? Вот же он, еще по локации наблюдается» - тычу в
экран. Флагманский штурман отходит, бормоча про себя: «Многоканалка…НТДС….» и
натыкается на флагарта – известного эскадренного балагура. Года три назад, на одной из
первых боевых, а служил я тогда в БЧ-2, он учил меня «песне ракетной атаки». Прямо так возвышено и учил.
Ф. штурман: «Слушай! Эти корабляцкие совсем оборзели! Хамят всем. И штурманец мой
зарвался совсем и этот…Надо будет, как «Беззаветный» выведем и в точку встанем вывернуть
их всех наизнанку!»
Флагарт: «Этого?» - подмигивает мне - «Так он же теперь такой как ты! Офицер штаба! Понял? … Вот Паша на «Кубани» придет и отдерем как положено! А пока никак. Ха-ха-ха» -
опять подмигивает. Кисло улыбаюсь в ответ. Экзекуция откладывается до прибытия таинственного Паши. А может я сам на этой «Кубани», и дерите вы тогда кого хотите и сколько хотите!
Вот наверное и все, о том как я был флагманом. Потому как спутник светанул без замечаний,
вертолет наш сработал так, что штатовцы и не поняли ничего… «Беззаветный» вышел точно и прилепился к «Америке» и ее кораблям. Как, впрочем, и наша загадочная подводная попутчица. И о спутнике, и о беспримерном полете вертолета КА-25 можно написать целую отдельную большую историю. А вот к «Беззаветному» придется еще вернуться. Т.к. без него эта история будет не полной. И может быть никогда не законченной.